Официальный дистрибьютор Mobil
Официальный дистрибьютор Taif
Официальный дистрибьютор Xin Gang Greases
Официальный поставщик промышленных комплектующих SKF

Владимир

Рязань

Иваново

Кострома

Тверь

Ярославль

Н. Новгород

Респ. Мордовия

Москва

Калуга

 

Тула

Бесплатная доставка

«Логистика оказывается слишком дорогой». Как автозаводы выживают в кризис

01-02-2016


Производство легковых автомобилей в России продолжает сокращаться. По данным Росстата, за весь 2015 год местные сборочные производства изготовили 1,2 млн машин, что на 27,7% меньше, чем годом ранее. Пик падения пришелся на декабрь, когда заводы изготовили 88,4 тыс. автомобилей – на 38,9% меньше, чем год назад. Локальное производство автомобилей уменьшается вслед за падением спроса, но все-таки не одновременно с рынком. По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за весь 2015 год было реализовано 1,6 млн новых легковых и коммерческих автомобилей – эта цифра на 35,7% меньше в сравнении с 2014 годом. При этом в декабре было реализовано 147 тыс. автомобилей, что на 45,7% меньше, чем в 2014-м. В условиях кризиса спрос смещается в сторону более доступных моделей локальной сборки, поэтому объемы производства падают медленнее.

​​Эксперты рынка говорят, что при самом благоприятном развитии ситуации продажи в лучшем случае останутся на уровне 1,5 млн машин, да и то при условии стабилизации курса рубля и возвращении госпрограмм поддержки автопрома. На днях премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что автопром в 2016 году получит помощь в размере 50 млрд руб., причем размер субсидий для автопрома будет наибольшим из всех гражданских отраслей. Будут запущены две новые программы: первая коснется обновления парка машин скорой помощи, вторая – поддержки экспорта отечественных автомобилей. Государство будет компенсировать местным производителям часть транспортных расходов и затраты на приведение техники в соответствие со стандартами других стран. В частности, на компенсацию затрат на перевозку машин до границы государство выдели 5 млрд рублей.

Как и прежде, господдержка коснется машин локального производства, поэтому те, кто имеют в России свои заводы, будут находиться в более привилегированном положении. А снижение спроса на внутреннем рынке может привести к тому, что все больше автомобилей российской сборки будут отправлять на экспорт. Субсидии на транспортные расходы сделают поставки за границу более выгодными, но привлекательность экспорта для российских автозаводов остается неочевидной, считает исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов. По его словам, пока не налажена логистическая цепочка, а экономия не столь велика.

«В условиях дешевеющего рубля производство в России действительно становится все более выгодным, но это по сути только экономия на рабочей силе. Степень локализации в большинстве случаев невелика, а если при этом невелики и объемы производства, то для них никто не будет локализовывать компоненты. Все эти компоненты опять-таки придется ввозить из-за границы. В итоге выходит не такая экономия, которую можно компенсировать прибылью от экспорта», - пояснил Удалов.

В то же время поддержка государства станет дополнительным фактором стабилизации спроса на продукцию заводов, и объемы локального выпуска не будут падать вместе с рынком, утверждает эксперт. По его мнению, производство будет подстраиваться под рынок, производители продолжат сокращать модельные ряды, а спрос будет все больше перераспределяться на модели внутреннего производства. В более устойчивом положении окажутся те, у кого большие объемы выпуска и высокий процент локализации. «В первую очередь это АвтоВАЗ, Kia, Hyundai и Volkswagen, у которых объемы были большими и останутся таковыми. Больше сложностей будет у завода PSA-Mitsubishi. Вопрос в том, посчитает ли нужным штаб-квартира продолжать субсидировать производство. Готовы они дальше держать его и работать на перспективу или нет», - отметил исполнительный директор агентства «Автостат».

При этом существует не только официальный, но и серый экспорт, рассказал эксперт. «У ряда марок машины и так уходят за границу. Разница между продажами и регистрациями транспорта – это и есть те машины, которые покупатели увезли в страны СНГ. Но по меркам рынка это немного, и спрос со стороны зарубежных частников не сильно увеличит производство», - добавил Удалов.

Представитель АвтоВАЗа Сергей Ильинский уверен, что в условиях ослабления валюты экспортные поступления крайне важны и могут оказать влияние на повышение выручки. О том, что завод будет выходить на внешние рынки, Бу Андерссон заявил еще осенью прошлого года. Но прежде чем начать активную экспансию, необходимо создать дилерскую сеть и привести всех продавцов к единым стандартам. «В прошлом году мы провели аудит наших экспортных возможностей и партнеров. Кто-то продавал «Лады», кто-то обслуживал, а кого-то просто держал магазин на заднем дворе. Решили всех привести к единому стандарту, переформатировать экспортную сеть и найти правильных партнеров, чтобы они обустроили салоны и предоставляли полный комплекс услуг», - уточнил Ильинский.

В прошлом году АвтоВАЗ открыл дилерские центры в Венгрии, куда поставляются Granta и Kalina Cross с двигателями Евро-6. Но основной экспортный потенциал в Тольятти видят в моделях Vesta и XRAY.

Некоторые компании давно занимаются экспортными поставками машин российской сборки, но речь, как правило, идет о странах СНГ или Таможенного союза. Например, самый популярный в сегменте бизнес-седанов автомобиль Toyota Camry вывозят в Беларусь и Казахстан. По данным японской компании, из 33 тыс. изготовленных в прошлом году на заводе в Санкт-Петербурге машин более 7% ушли на экспорт. Аналогично работает и предприятие группы Volkswagen в Калуге, но о расширении рынков сбыта в ближайшей перспективе речь не идет, отметила представитель группы Наталья Костюкович. «Сейчас ведется экспорт в Казахстан и Беларусь. Мы рассматриваем варианты поставок и в другие страны, но пока логистика оказывает слишком дорогой», - пояснила она.

География поставок автомобилей Hyundai местной сборки шире. Помимо стран СНГ, в которые входят не только государства Таможенного союза, российский Solaris поставляется в Ливан и Египет. Еще одной моделью, которая вскоре встанет на конвейер завода под Санкт-Петербургом, будет компактный кроссовер Creta, рассказала представитель бренда Юлия Тихонравова.

«Для нас 2016 год будет важным – запланировано несколько новинок, главной из которых станет Creta. Также мы представим новый премиальный бренд Genesis. Серийное производство Creta стартует во второй половине года, а публике модель будет представлена в сентябре на Московском автосалоне», - добавила представитель Hyundai.

Делать прогнозы по объемам производства на 2016 год представительства опасаются. На АвтоВАЗе не верят в быстрое восстановление рынка, но рассчитывают как минимум сохранить объемы прошлого года. По утверждению представителя АвтоВАЗа, завод всегда работает в зависимости от спроса: «У нас простая система: сколько дилеры заказывают - столько мы им и продаем. Мы планируем политику продуктового наступления и на уровне производители, и на уровне дилеров».

Он также отметил, что сегодня автомобили АвтоВАЗа продаются в 30 странах мира, но акцент в 2016 году все равно будет сделан на рынки СНГ и Восточной Европы.

Иван Ананьев (http://www.autonews.ru/autobusiness/news/1821436/)